Кузнечный блог

Школьница Сургута для конкурса подготовила работу об "Обской кузнице"

Богат наш Ханты-Мансийский автономный округ на фестивали и масштабные мероприятия. Во время одного из таких праздников я и познакомилась с «Обской кузницей».


Лето 2019 года, фестиваль национальных культур «СОЦВЕТИЕ», площадь у СурГу напоминала пестрый ковёр – тут и там выстроились торговые ряды с национальной кухней, развернулись этнические площадки, красовались многочисленные фотозоны и выставки. Всё это шумит, гудит, а на главной сцене идёт бесконечный концерт, небольшие праздничные мероприятия – у каждой из национальных зон. Но во всем этом многообразии мой взор упал на молодого человека – он как тот богатырь, про которого я читала на уроках литературы. Высокий, мощный, с уверенным взглядом в даль.


Виталий Горшков (так звали молодого человека) оказался кузнецом. Самым настоящим! На празднике он со своей красавицей женой Екатериной и подмастерьем Николаем раскинули палатку, чтобы познакомить жителей и гостей города с кузнечным делом.
Глаза разбегались от представленного - подкова, гвоздь, цветы, ложки, монеты, ножи, топоры! Меня уже поджидал рассказ из первых уст об одной из самых древних профессий.


На прощание кузнец предложил счеканить мне монету «МНОГО СЧАСТЬЯ». С этой встречи, собственно, и началась моя дружба с «Обской кузницей».



Долгое время для Виталия кузнечное дело было хобби – все свободные минуты и часы он проводил в гараже, отдаваясь полностью изучению материала и приобретению опыта работы с оборудованием. 2018-ый год стал годом кардинальных изменений – на семейном совете было принято решение «Выросли из хобби – переходим на следующий уровень». Так в Югре появилась первая кузница, в которой поселилось не автоматизированное производство, а традиционное ремесло. Расположена она практически в центре города – на проспекте Набережном, на одной территории с кинотеатром «Галерия кино».


Впервые переступив порог кузницы, поймала себя на мысли, что машина времени перенесла меня на несколько столетий назад. Настоящая кузница, как показывают в документальных фильмах, как описывают в книгах… Здесь горн, в котором языки пламени танцуют свой неповторимый магический танец. Настоящая наковальня на деревянной опоре, на которой мастер удар за ударом подготавливает заготовки. А такого количества молотов и клещей я нигде не видела! На стенах - стенды с цепями, ножами и топорами, замками, столовыми приборами – они очень отличаются от современных, в них нет привычного блеска, они без каких-либо ноу-хай, в них мощь времени и истории.


И вот Виталий начинает свой рассказ.


«Сначала был гвоздь. Милена, ты знаешь, что такое гвоздь?», - он задает мне вопрос. Конечно, я знаю, что такое гвоздь, куда в хозяйстве без него. Виталий смеется, достает из кармана гвоздь, сделанный в кузнице.


Оказывается, гвозди не сразу стали такими, какие мы их знаем сейчас. Если углубиться в историю, то преображение этого крепежного элемента всем покажется невероятно интересным, можно написать целую научную работу на несколько томов! Металлические же гвозди появились примерно 5 тысяч лет назад - когда люди научились работать с металлом.


Теперь самыми сложными, на мой взгляд, являются гвозди для подковывания лошадей. Ведь они должны не только держать подкову, но и крепить ее таким образом, чтобы не поранить животное. И тут я понимаю, что вот оно, первое направление в кузнечном деле - кузнец-гвоздарь! Именно так называли мастеров по гвоздям.


После захватывающей истории про гвозди, особенности их строения и предложения сделать в скором будущем свой собственный кованый, Виталий подводит меня к двери. Думаю: «неужели выпроваживает?!». Оказывается, мы перешли дальше к не менее интересной теме подков.



Над входом в кузницу расположена подкова, которой более трёхсот лет, только представьте – это ж настоящий музейный экспонат! Ее Виталию и его жене подарили во время поездки по Золотому кольцу. Это была исследовательская поездка – познакомиться с действующими кузницами Большой Земли, посетить музеи, пообщаться с жителями деревень и сел, перенять опыт у мастеров, и самое главное - подружиться с мастерами для одной общей цели – сохранить и развивать кузнечное дело.


Но вернемся к подковам. Разнообразие выставочных образцов на стенде в кузнице – наглядное пособие для тех, кто думает, что все подковы одного типа. Это ошибочное мнение! Еще несколько сотен лет назад изготовление подков было делом сугубо индивидуальным. При изготовлении учитывали род деятельности лошади. Например, есть подковы зимние с шипами и летние без таковых. В строении подковы учитывали и особенности процедуры крепления – для шапок гвоздей оставляли желобок.


Следующий стенд - с «оружием». Ножи и топоры. Подходит детям близко не дают, поэтому я смотрю на него, находясь в трёх шагах. Тема эта особо любимая у Виталия. Оказывается, это для нас лезвие ножа – один сплошной кусок железа, на самом деле в ноже можно мысленно разделить лезвие на несколько частей, и каждая из них будет иметь свою плотность. Соблюдение многих правил позволяет изготовить качественный нож, который прослужит долго, нет, правильнее, очень долго.



На данный момент в кузнице проводится серьезная исследовательская работа по изучению особенностей ножей северных народов. Результат на лицо, точнее - на стенде.  Сейчас кузница может похвастаться своими традиционными якутскими ножами и пешнями, которые признают за свои сами мастера из Якутии. В изготовлении рукояток используется разный материал – дерево и кость.

Тут наш разговор прерывает подмастерье Николай: «Милен, подай пожалуйста, вон ту голову».


Оказывается, в данную минуту в кузнице полным ходом идет изготовление топора – огонь захватывает заготовку, пряча его внутри горна, Николай держит её клещами. Клещи - это своеобразное продолжение руки мастера, огонь в печи достигает иногда 2000 градусов и тут ну никак не обойтись без клещей! «Склеивание» материала достигается за счет того, что металл становится от высоких температур вязким и схватывается…


Смотрю на работу кузнецов и удивляюсь, каким многопрофильным мастером должен быть специалист. Здесь и физика, и химия, и биология, и художественный подход, а какая физическая подготовка! А исследовательская работа?


Кстати, про получение знаний. Виталий и его коллеги черпают знания из книг, в том числе и прошлых столетий. В личной библиотеке насчитывается более 30 книг. Конечно, не поддаются оценке знания, которые получают наши обские мастера на фестивалях и встречах с кузнецами других городов и стран. Да и сами готовы делиться, ведь опыт за плечами не малый.


А тем временем Виталий прерывает мои мысли и рассказывает дальше, подает древнющий утюг на углях. Тот самый, что в музее можно только посмотреть, а в «Обской кузнице» его можно взять в руки и исследовать по миллиметру.



К нашему диалогу присоединяется Екатерина – жена Виталия – и улыбаясь, задает вопрос: «Милена, а утюг для чего знаешь?». «Конечно, гладить» - уверено отвечаю я. Екатерина смеется: «Изначально, Милена, им утюжили. Смертность из-за антисанитарии была большая и утюжка белья и личных вещей – была чуть ли не единственным способом обеззараживания от бактерий». Затем она подмигивает и забирает меня к себе в кабинет - он на втором уровне кузницы.


Здесь уже все по-другому. Скажем так, современно. Но это не помешало нам окунуться в историю кузнечного дела.


Кузнец в деревне был главным человеком, его уважали и боялись. Все кузни всегда были на отшибе, в первую очередь, в целях безопасности. Без кузнеца в деревне никак – он снабжал своих односельчан почти всем самым важным. Предметы быта, орудия труда, оружие… большинство из этого передавалось в семьях по наследству, вот такое долговечное все было, пожизненная гарантия!


Существует огромное количество пословиц и поговорок о кузнецах – и, стоит заметить, что в них выражено одно только восхищение и уважение, никаких шуточек или намека на них. Умение мастера управляться с огнем вызывало восторг и в то же время именно за это и боялись кузнеца, ведь народ считал, что он ближе всего к дьяволу и темной силе…


«Обскую кузницу» отличает от древнерусской только то, что в руках мастеров изредка мелькает смартфон – без гаджетов никак. Наши югорские кузнецы известны и за пределами Югры, а обмен опытом, находками благодаря современным технологиям происходит круглосуточно.


Екатерина показывает мне фотографии с фестивалей и конкурсов, параллельно в ноутбуке открыто несколько вкладок – тут и сайт семейного дела, аккаунты кузницы во «вконтакте», «инстаграм», переписка с партнерами, открыты положения фестивалей… – Екатерина занимается грантами, социальными сетями кузницы и при этом ведет бухгалтерию.



С 2020 года кузница является социальным предприятием. Я не знаю, что именно это означает, но этим гордятся, как и тем, что «Обская кузница» вошла в каталог «Социальное предпринимательство в России».

В конце встречи Екатерина подвела итог – они не только изготавливают и реставрируют кованные изделия, проводят мастер-классы по ковке, но и сотрудничают со многими магазинами. Кроме того «Обская кузница» выступает в качестве регионального отделения Всероссийской общественной организации развития художественного творчества и ремесленничества «Гильдии кузнецов России», Виталий в нем - председатель. В 2019 году был выигран грант на реконструкцию и моделирование рыцарских доспехов XV века, а в этом году получили грант на изготовление кованой сувенирной продукции.


«Обская кузница» ворвалась в современный Сургут, влюбив в себя жителей и гостей города – огромное количество тёплых отзывов тому подтверждение. Поставив перед собой высокие планки, кузнецы идут к ним уверенным ровным шагом – уже получены знаки качества «Лучший товар Тюменской области» (2020), «Лучшая услуга Тюменской области» (мастер-классы по ковке) (2020), «Лучший товар Югры» (2019), «Сделано в Югре» (2019) и «Сделано в Сургуте» (2019).

Я думаю, что «Обская кузница» – это место силы нашего округа, искренне надеюсь и верю, что маршрут экскурсии по городу будет захватывать адрес «город Сургут, проспект Набережный, дом 7».
Югра в историях Наши новости