Благодаря Гесидоду мы знаем, что в Древней Греции существовал миф о падении с неба бога-кузнеца Гефеста к племени синтиев, а также о падении наковальни с неба в преисподню.
Многие мифологические сюжеты, связанные с металлургией и кузнечным делом нашли отражение в росписи керамики.
Группы кузнецов, которые появлялись в разных частях Греции, постепенно превращались в киклопов – помощников Гефеста в его подземной кузнице. Их помещали в Беотии, Микенах, Коринфе, а с началом колонизации греками Западного Средниземноморья они оказываются в Сицилии, где в Этне – кузница Гефеста.
Также были известны дактили – ученики богини земли, живущие в пещерах на острове Иде. По преданиям, они изобрели плавку меди и открыли рудное железо. Часто изображались то демонами, то людьми. Именами дактилей и киклопов вызывали огонь.
Не менее известен был миф о тельхинах – мастерах с острова Родос. Они выковали серп Кроноса и трезубец Посейдона. Часто их считали демонами смерти, однако, их можно встретить и в виде земледельческих божеств.
Миф о братьях-кабирах на острове Самофракии повествует о кузнецах-детях Гефеста. Они же, умирающие и возрождающиеся, боги земледелия. Вокруг кабиров и их самофракийского святилища сложился сложный мистический ритуал.
Процесс производства железных орудий казался грекам столь таинственным, что в их языке процесс закалки стали и колдовство выражается одним словом. У римлян синкретизм италийской религии с эллинской вызвал отождествление италийского бога огня и кузнеца Вулкана с Гефестом. В представлении римлян он с киклопами ковал и лил искусные изделия для богов и героев.
Полнейшая передача первобытных представлений о чёрной металлургии дана в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала». В руне XIV изображено железное небо и передана молитва Лемминкяйекна к верховному богу Укко. Он молит послать с неба град из комков железа. Здесь явное воспоминание о метеоритном происхождении железа. В эпосе железо враждует со своим братом огнём и бежит от него в горы и болота. Но вот родился богатырь – кузнец Ильмаринен на горе угля среди поляны, на которой выжигали уголь. Он строит кузницу, ищет руду, ставит меха у болот. Его спутники берут руду из болот и несут к горну для варки.
У кельтов бог-кузнец и рудознатец Суцелл изображается с кувалдой, молотом – ручником или деревянной колотушкой для работы в рудниках. Одновременно он бог ночи и смерти, отец всех галлов, а также бог земледелия и его атрибут – садовый нож.
У всех германских народов есть бог – кузнец Виланд. Лучший из всех кузнецов он обучался у кузнеца Мимира и его карликов, которыми выкован меч Зигфрида. Он очень близок к Гефесту, он бог-мастер, сопровождаемый как Гефест киклопами своим Мими и карликами.
Фото: Оксана Сошина В Ипатьевской летописи сохранилась короткая легенда о том, как в царствование Сварога «упали с небес клещи, начали ковать оружие, а до того бились камнем и палицами». Летопись сближает Сварога с Гефестом. Сварожичи сменяют Даждь-бога и управляют вселенной.
Христианская русская, белорусская и украинская мифология легенду летописи переработали на свой лад – так появилась божественная пара мастеров Козьма и Демьян, которая помогает от болезней, особенно от ран железным оружием. Они боги великого народа-земледельца и потому сами кузнецы и пахари.
В белорусских песнях они куют серпы, сами пашут и сами косят сено. Иной раз сливаются в одно кузнечное божество Козьмодемьяна.
Козьмодемьян в русской сказке – кузнец-богатырь и пахарь. Это он выковал клещи, ими схватил за язык змея, запряг его в плуг и вспахал на нём землю.
Безусловно, образ кузнеца имеет отклик и у других народов: у бурят – это герой Гэсер, у кельтов – бог-кузнец Гоибниу. Если вы встретите тех, кого мы не указали в этом материале, напишите нам на mail@obskayakuznica.com.