Кузнечный блог

Хантыйский нож: бытовое и сакральное

Нож - не только орудие бытового и промыслового значения. На определенной стадии развития сознания многие вещи наделялись сверхъестественными свойствами - в связи с этим возникали разного рода фетишистские представления, им приписывались магические действия, основанные на субъективной связи человека и вещей.

Рассмотрим хантыйские ножи и связанные с ними верования.


Мужские ножи

У мужчин народа ханты существует нож «щухри» — он острый, тонкий, узкий. Его применяют при работе с костью, для просверливания всевозможных отверстий, для обработки граней в костях, для выравнивания отверстий при постройке нарт и для шлифовки блоков на упряжи. Он постоянно находится в ножнах на ремне (поясе) у охотника, рыбака, оленевода.

Второй нож «вутәӊ кєши» — с широким лезвием. Он служит для строгания, разделки оленя и других животных, рыб. Фаски заточены с одной стороны под маленьким углом, вторая сторона заточено немного с большим углом, почти как рубанок. Таким ножом строгают топорища, посохи. Если дополнительно надевают маленький деревянный брусок, то им строгают охотничьи стрелы. Для любой стрелы важна высокая точность, ведь лучники могут, учитывая ветер, добывают дичь с расстояния в 40-50 метров - поверхность такой стрелы должна быть идеально обработана.

Это два ножа, которые всегда у мужчины с собой, имеют один термин «сотпәӊ кєши» - нож в ножнах.


Третий нож называется «йэӊк вөшәмты кєши» - он для выскабливания льда, поэтому одинаково заточен под углом около 45 градусов с обеих сторон. Обычно хранится в бардачке нарты «сыӊ ӆаращ». Его с собой возят в межсезонье, когда наледь на озёрах.

Второй набор ножей хранится дома в «сотпи кӑр». Там же хранятся ножи для ежедневного пользования, такой как «кєртәм щухри» или его ещё называют «ӆый вєрты кєши» – узкий нож с изогнутым кончиком. Это нож для изготовления черпака. Таким ножом снималась полость дерева, ложки, черпака, различных деревянных блюд.

По размерам ножи всегда очень разные — это зависит от владельца, каким ножом он привык работать.


Женские ножи

Женский нож «вутәӊ кєши» — с широким лезвием. Он также является «сотпәӊ кєши». Женщина использует такой нож как на промысле, так и в быту. При необходимости может и гадать предварительно окурив.

Таким ножом с дерева удобно снимать бересту, сгонять смолу с кедровых корней выжиманием, заготавливает черёмуху, рябину, тальник для своих бытовых изделий. При необходимости может участвовать в процессе изготовления спусковых крючков «пукла» для глухариных ловушек «сэсы». Этим ножом разделывают животных: оленя, лося, рыбу, например, щуку.

На ремне у женщины всегда находится только один нож. Если женщина ездит в межсезонье на оленях, то она сталкивается с тем, что подмерзают полозья, — чтобы выскабливать лёд, используется другой нож - «йэӊк вөшәмты кєши». Он одинаково с обеих сторон заточен под углом около 45 градусов. Хранится в нарте.

Для рукоделий используется «ваньщәсты кєши» - он для выкраивания и вырезания узоров «хӑнши».

Для резки теста, мяса и рыбы у женщин существует отдельный нож. Второй кухонный «њӑнь кєши» — для хлеба. Третий — для выскабливания котлов - «пут кеши».

У женщин есть свой «сотпи кӑр», где хранятся ножи.


При рождении ребёнка повитухе обязательно дарился нож, ведь повитуха является для ребёнка пупковой мамой.

Ножами, которые находятся на поясе и на ремне, можно было гадать

Для этого нож окуривали. Как только он становился тяжелым, то это означало, что он согласен вступать в контакт.

На среднем течении Оби есть святое место «Щухрєӊ ики йємәӊ хӑр». По поверьям, если у кого-то болели зубы или резались у младенцев, то в нём приносился в жертву узкий нож Щухри. В этом месте растёт лиственница вся утыканная ножами, принесёнными в жертву. А по отдаль стоит высохшая.

З.П. Соколова в своей монографии «Ханты и Манси. Взгляд из XXI века» поместила фотографию и подробное описание того святого места: если по каким-либо причинам нет возможности попасть в данное место, то обернув материалом, нож ложился в приклад, который находился в доме.

Существует ряд поверий, связанных с ножами

Наиболее распространённое — что нельзя воровать ножи, потому что они имеют свойство приносить смерть для того, кто их украл.

Один информант, назовём его А., рассказывал, что у него один мужчина С. украл нож сотпәӊ кєши. Спустя полгода мужчине снится сон, что его нож в доме С. ожил и хочет кого-то проткнуть. Через неделю пришла весть, что сын С. убил краденым ножом своего брата.

Раньше племена много воевали между собой - в знак примирения они оставляли в святых местах стрелы с железными наконечниками, ножи и другое оружие.

В настоящее время сваты друг другу дарят ножи, что означает знак примирения родов.
Если дядя взрослому племяннику дарит нож или пояс, то он при этом говорит: «Моя сила, моя удача, чтобы тебе перешла». Этот жест символизирует передачу силы, опыта и сакральных знаний. Однако для зятя точить ножи нельзя. И зятю тестю или тёще тоже не разрешается точить.

Девушка при выходе замуж ножи берёт из родительского дома. Также сватьи обмениваются ножами перед свадьбой своих детей - это означает, что теперь два рода символически породнены. Возможно, это осталось от времени межплеменных воин за женщин.

В завершении хочется напомнить об этом:
- ножи имелись у мужчин и женщин довольно разнообразные,
- положив нож в приклад, обернув тканью, нож становится духом-покровителем - заменителем духа,
- после очищения ножа огнём нож меняет свою функцию - он становится инструментом для вхождения в потусторонний мир.

Как видим, после определённых обрядовых действий, у ножа появляется другая функция - сакральная.

Югра в историях